Психология

 

.. Комментарии

.. Обзоры

.. Ссылки

.. Философия

.. Теология

.. Психология

.. Филология

.. Нарратив

.. Публикации Энде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  .·..·.  Феномен зависимости от Интернета (А. Е. Войскунский)

:: Аутотелическое поведение в познавательной и коммуникативной сферах Интернета

 


В деятельности упорно не желающего расстаться с компьютером и модемом человека достаточно очевидны глубокая заинтересованность, бескорыстное любопытство, гипермотивированность. Обращает на себя внимание, что при рассмотрении проблематики зависимости от Интернета наименьшее, пожалуй, внимание уделяется познавательной составляющей такой зависимости. "Информационная перегрузка", по терминологии Центра онлайновой зависимости, специально выделяется как разновидность аддикции, однако практически не подвергается изучению. Это объясняется, скорее всего, тем, что проблемой зависимости от Интернета занимаются в основном специалисты по психическому здоровью; принятые в этой среде профессиональные позиции могут быть, на наш взгляд, существенно дополнены, исходя из других теоретических соображений.
В некоторых существенных чертах описание феномена зависимости от Интернета граничит с описанием субъекта, увлеченного процессом познания, испытания себя или творчества, и тогда наиболее адекватным психологическим аналогом феномена зависимости от Интернета будет опыт "потока" (flow), или аутотелический опыт - соответствующий теоретический и эмпирический подход предложен американцем М. Чиксентмихайи (Csikszentmihalyi, 1990). "Совокупность переживаний, которые сопровождают и одновременно мотивируют деятельность, непрерывно подталкивая субъекта на ее возобновление и продолжение независимо от внешних подкреплений, получила название аутотелического (несущего цель в самом себе) опыта" (Дормашев, Романов, 1995, с. 248-249). Новый термин составлен из древнегреческих слов autos (сам) и telos (цель).
Аутотелическим действиям противопоставлены "экзотелические", побуждаемые исключительно внешними причинами. Такое разделение довольно условно: "Большинство выполняемых нами действий- не чисто аутотелические и не чисто экзотелические (…) а их сочетание". (Csikszentmihalyi, 1990, p. 67). В публикациях М. Чиксентмихайи и его коллег термин "аутотелический опыт" приравнивается к термину "поток", поскольку испытуемые часто сообщают о ощущении некоего "потока", в который они "погружены", и который их "несет". Причем это ощущение характеризует не одних лишь людей искусства, спортсменов или ученых: М. Чиксентмихайи приводит немало примеров, когда фабричному или сельскохозяйственному рабочему удается насытить скучный и тяжелый труд внутренним содержанием, обогатить и тем самым очутиться в "потоке". Яркое свидетельство опыта потока в деятельности гулаговского каменщика Ивана Денисовича - героя первого опубликованного произведения А.И. Солженицына - отмечает В.В. Петухов (Петухов, 1996). А для самого М. Чиксентмихайи оказалось "неожиданным, сколь часто люди сообщают о потоке во время работы и сколь редко во время отдыха" (Csikszentmihalyi, 1990, p. 158).
Опыт потока можно понимать как конкретизацию процессов внутренней мотивации. В числе психологических характеристик потока выделены "слияние действия и осознания, сосредоточение внимания на ограниченном поле стимулов, потеря эго или выход за его пределы, чувство власти и компетентности, ясные цели и быстрые обратные связи, аутотелическая природа" (Дормашев, Романов, 1995, с. 249-250). М. Чиксентмихайи подчеркивает, что опыт потока "приносит человеку чувство открытия, творческое ощущение переноса его в новую реальность" (Csikszentmihalyi, 1990, p. 74). Существенно и то, что опыт потока ведет к нарушению чувства времени, к отвлечению от окружающей физической и социальной среды. Кроме того, опыт потока граничит с вызовом имеющимся у субъекта знаниям, умениям, навыкам и способностям, его компетентности в решении проблем. При этом проблемы могут быть связаны с самыми разными сферами бытия: аутотелический опыт не привязан к конкретным видам деятельности. По словам М. Чиксентмихайи, "всякий раз, когда мы функционируем в полной мере, вовлечены в деятельность, требующую всех, и сверх того, наших сил и умений, мы испытываем чувство великой радости. Но для повторного переживания того же веселья нам необходимо ответить на несколько больший вызов и в какой-то степени прибавить в наших умениях" (цит. по: Дормашев, Романов, 1995, с. 253).
А теперь попытаемся рассмотреть с позиций опыта потока феномен зависимости от Интернета: разве осмысленная навигация по WWW, принятие решений по перемещению в гипертекстовой структуре, построение когнитивных карт и ментальных репрезентаций в непривычной информационной среде, обдумывание и сравнение вариантов поиска нужных данных, оперативная селекция ссылок на информационные ресурсы - не вызов собственным знаниям и возможностям, не слияние действия и осознания, сулящее радость открытия и "творческое ощущение переноса в новую реальность"? Может быть высказано предположение, что сопутствующие феномену зависимости от Интернета (или во всяком случае такой его разновидности, как "информационная перегрузка" - в понимании К. Янг) поглощенность деятельностью, познавательная активность, отвлечение от окружения, забывание обязанностей и "выключенность" из актуального времени, готовность к преодолению возникающих проблем имеют ту же природу, что и опыт потока.
В недавнее время было высказано и в результате обширного эмпирического исследования подтверждено (Novak et al., 1999) предположение, согласно которому опыт потока детерминирован в деятельности пользователей Интернета (навигаторов по WWW) следующими параметрами:
• Высокий уровень умений (относящийся к работе в Интернете) и контроля;
• Высокий уровень мобилизованности (работа в Интернете воспринимается как вызов - challenge - способностям и умениям) и возбуждения;
• Фокусированность внимания (высокая концентрация);
• Интерактивность (скорость работы компьютера, быстрота загрузки веб-страниц) и "телеприсутствие", или telepresence (способность забываться, погружаться в "киберпространство" и воспринимать его как реальность).
Данная операционализация опыта потока и его преломления в деятельности пользователей Интернета находит применение, как отмечают авторы, прежде всего при описании (моделировании) познавательной деятельности, опосредованной Интернетом - того вида деятельности, которому менее всего уделяют внимание в рассмотренных выше работах специалисты по психическому здоровью. Тем самым подтверждается мнение о перспективности концепции потока и аутотелического опыта для анализа деятельности человека в Интернет.
Рассматривая специфику проявления опыта потока в разных культурно-исторических условиях, в художественно-артистической, трудовой, спортивной, мыслительной, духовной деятельности, в развлечениях (в том числе сексуальных), в условиях одиночества и в группе, создатель данной концепции обходит, насколько известно, проявление опыта потока при работе с Интернетом. Тем не менее представляется, что теория аутотелического опыта может быть плодотворно использована для выработки психологического (не путать с патопсихологическим) объяснения эффекта привязанности множества людей к Интернету и их зависимости от разнообразных видов сетевой деятельности. Феномен зависимости от Интернета может и должен быть понят не просто как исключительно обсессивное малопонятное пристрастие, но и как богатая внутренней мотивацией познавательная деятельность, вознаграждающая, т.н. аддиктов ощущением потока и телеприсутствия - радостью от переноса в новую, опосредованную информационными и коммуникационными технологиями реальность.


Литература:
Дормашев Ю.Б. , Романов В.Я. Психология внимания.- М.: Тривола. 1995, 1999.

Петухов В.В. Природа и культура . - М.: Тривола. 1996.

Csikszentmihalyi, 1990 Flow : The Psychology of Optimal Experience.- NY,NY: Harper Perennial. 1990

Novak T.P., Hoffman D.L. Measuring the flow construct in online environments: A structural modeling approach. 1999.
www. ecommerce.vanderbilt.edu/papers/

А. Е. Войскунский. Гуманитарные исследования в Интернете. "Можайск- Терра", 2000

 

 

   
     

© NeStor. 2017. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.


UP