Обзоры

 

.. Комментарии

.. Обзоры

.. Ссылки

.. Философия

.. Теология

.. Психология

.. Филология

.. Нарратив

.. Публикации Энде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  .·..·.  Земля за гранью воображения — обзор фильма "Бесконечная История" (Scarabey.org)

 

:: "Бесконечная История" (Дмитрий Лопухов)

:: Как снимали фильм «Бесконечная история» 

 

В 1984 году свет увидел потрясающий фильм, который до сих пор поражает своей масштабностью — в том, что касается визуальных эффектов. При этом он снимался в «докомпьютерную эпоху», и съёмочной бригаде и специалистам по визуальным эффектам пришлось совершить массу подвигов, чтобы получилось то, что нужно было режиссёру, и что в итоге вышло на кино- и телеэкраны. Речь идёт о фильме «Бесконечная история» Вольфганга Петерсена, снятом на студии Bavaria Films.

Успех книги привлек внимание крупных кинопродюсеров, обративших внимание на повысившийся в последние годы интерес к красивым детским и подростковым фильмам. Киноделы встретились с Михаэлем Энде, обговорили все детали будущей экранизации и в конце концов ударили по рукам. Казалось, что дальше все пойдет как по маслу: кинобоссы соберут свои миллионы, Энде получит идеальную экранизацию своего лучшего романа, а миллионы зрителей — возможность увидеть глазами Бастиана Бальтазара Букса одну из самых неординарных сказочных вселенных. На деле, однако ж, все вышло несколько иначе. Киношные боссы, по свойственной представителям подобного рода деятельности традиции, внезапно решили поменять на переправе всех коней. Они отказались от согласованного с Энде сценарием и назначили нового режиссера (Вольфганга Петерсена, очень старательного и умелого ремесленника, напрочь лишенного проблесков гениальности).

Михаэль Энде

Михаэль Энде был шокирован подобным попранием всех устных договоренностей и попытался штурмом (в буквальном смысле) взять мюнхенскую студию, где велись съемки картины. Однако дверь заслуженному писателю так и не открыли. Автор книги был крайне разочарован искажением его романа в фильме. В документальном фильме, снятым немецкой стороной, он заявил, что Фантазия в фильме получилась на «уровне Ночного Клуба». Он выдвинул требование прекратить производства фильма либо сменить его название, но киностудия отказалась пойти на это. Последовавший за этим судебный процесс завершился не в его пользу. Единственное, чего автору удалось добиться, — это того, что его имя не упоминается в открывающих фильм титрах. Между тем в последующих двух частях его имя упоминается.

Что же в итоге получилось у Вольфганга Петерсена и его команды? А получился у них весьма приличный детский фильм, с хорошими визуальными эффектами (большинство из них, за исключеним, пожалуй, комбинированных съемок полета Атрейо на драконе удачи Фалькоре, вполне приличном смотрятся и по сей день), простой и понятной фабулой и очевидной моралью. В основу картины легла изрядно переработанная первая часть «Бесконечной истории», тот самый сюжетный отрезок, на котором Бастиан читает книгу и придумывает имя для Девочки Императрицы. Завершается фильм тем, что призванный в Фантазию Бастиан восстанавливает полностью поглощенную безжалостным Ничто страну и отправляется затем в реальный мир, где с помощью дракона Фалькора мстит всем своим былым обидчикам.

В оригинале фильм снимался на английском. Версия для немецкого проката отличалась тем, что по хронометражу была чуть-чуть длиннее американской. В обеих версиях так же различаются музыкальные дорожки и почти нет сцен, где они звучали бы синхронно. C американской стороны композитором выступил Джорджо Мородер, с немецкой — Клаус Дольдингер. Их композиции полностью перемешаны в обеих версиях. Монтаж немецкой и американской версии в некоторых сценах также различен. Финальную песню Never Ending Story в фильме исполнил британский певец Кристофер Хэмилл, более известный под сценическим именем Limahl. Песня вошла только в американскую версию фильма и отсутствует в немецкой.

Роль Девочки-Императрицы исполнила родившаяся в Иране 11-летняя Тэми Стронач; в дальнейшем родители не позволили ей продолжать актёрскую деятельность. Команда гримеров попыталась покрасить Ноа Хэтэуэя в зелёный цвет, чтобы он выглядел как его персонаж в книге. От этой идеи сразу же пришлось отказаться, так как получившееся выглядело уж слишком неправдоподобно. По отзыву Ноа, «Я выглядел как гриб».

С бюджетом в 27 миллионов долларов, фильм «Бесконечная история» стал самым дорогим фильмом, снятым в Германии на тот период.

Визуальные эффекты: Болота печали, синий экран и Башня из слоновой кости

Это одна из самых сильных сторон фильма. После просмотра, естественно, становится очевидным, что фильм снимался не ради них, как многие современные блокбастеры, — но и сил и души в них было вложено очень много. И результат получился более чем впечатляющий. В основу визуального ряда фильма легли эскизы и зарисовки художника Уля де Рико (он же — Ульдерико Гропплеро ди Троппенбург).

Болота Печали

Для съёмок бесконечных Болот Печали территория площадью 3000 кв. метров (три четверти территории студии Bavaria Films) была залита грязью и засажена деревьями; для создания иллюзии бескрайности съёмочная группа прибегла к относительно простому трюку: на переднем плане были «высажены» деревья высотой порядка пяти метров, на дальних планах выставлялись макеты куда меньших размеров, так что самые дальние деревья имели в высоту около 30 см, не более. При этом съёмочная площадка была ещё и наклонена так, чтобы горизонт казался высоким (операторы должны были держать камеры строго ниже уровня этого горизонта). Для пущего эффекта печали сцена была сделана практически бесцветной; некоторые деревья даже выкрасили чёрной краской.

Гибель коня Артакса — одна из самых трагичных сцен фильма.

Густой туман и испарения имитировались с помощью сухого льда и масел для жарки, так что на съёмочной площадке порой пахло как на кухне фастфуда. Это, в конце концов, так доконало всех, что один из участников съёмок добавил в «дымную» смесь индийские духи, чтобы хоть как-то сбить отвратительный запах. Грязь сначала хотели использовать самую что ни на есть натуральную — добытую со дна реки Изар и привезённую на место несколькими грузовиками. О чём съёмочная бригада не подумала, так это о том, что на дворе лето и что в этой самой жидкой грязи скрыты легионы личинок самых разных насекомых.

В добавок, в 1983 году Германию накрыла редкостная жара, — ну и софиты на съёмочной площадке дополнительно разогрели всю грязищу, и личинкам это очень понравилось. В итоге для того, чтобы избавить съёмочную площадку от роёв насекомой нечисти, вызванному специалисту потребовалось целых два дня. Тогда решили использовать искусственную грязь, но и с ней случались проблемы.

В «Болотах Печали» снимались три сцены: утопление коня Атрейю Артакса, встреча Атрейю и гигантской черепахи Морлы, и преследование главного героя Гморком. Гибель Артакса — одна из самых трагичных, во всех смыслах. В Болотах Печали гибнут те, кто сдаётся, кто впускает их печаль и безнадёжность в себя. Артакс сдаётся и тонет. На самом деле, на съёмочной площадке были выстроены (и заполнены грязью) несколько резервуаров разной глубины. Самые глубокие были снабжены ещё и подвижными платформами, — и именно их использовали для «утопления» и Артакса и Атрейю. С Артаксом вышла проблема: он ни в какую не хотел безнадёжно-безропотно, как этого требовал сценарий, уходить в грязь — пусть и всего лишь по шею. Двухнедельная дрессировка не помогла. Пришлось привозить на съёмки другую лошадь (каурую), выкрашивать её в белый цвет, приковывать за ноги к той самой опускающейся платформе, и так «топить». В сцене, где Атрейю практически тонет (но оказывается в последний момент вытащенным из топи Фалькором), едва не произошло настоящее утопление: нога Хэтуэя застряла в подъёмнике (который опускался вниз), и его утянуло в топь. Когда актёра вытащили на поверхность, он был уже без сознания.

Вообще исполнителю роли Атрейю на «Болотах» не везло капитально: он провёл несколько месяцев, обучаясь верховой езде без седла, но во время съёмок Артакс заартачился — уж простите за невольный каламбур — и сбросил седока в грязь. Да так «удачно», что Хэтуэй повредил ногу о твёрдый край одного из резервуаров с грязью, образовавших болото. Его немедленно увезли в больницу — прямо как есть, в измазанной грязью индейской одежде. К счастью, через два дня он уже был на ногах и мог продолжать съёмки.

Сцена с Морлой также снималась с массой хитростей. Полноразмерную модель черепахи изготавливать не стали (она должна была иметь порядка 15 метров в высоту), детально снимали только отдельные её части — вершину со сломанным деревом наверху и бок, по которому Атрейю соскальзывает вниз в грязь.

Разговор Атрейю с Морлой.

Эту сцену снимали по частям — Атрейю общался с синим экраном. «Панцырь» изготовили из водного аттракциона («горки»), высотой в десять метров. Падать герою пришлось бы с высоты 2 метра. Здоровьем Хэтуэя решили в очередной раз не рисковать, и выписали из США каскадёра Бобби Портера — одного из очень немногих в мире профессиональных каскадёров с комплекцией 12-летнего подростка, такой же, как у Хэтуэя на тот момент. Любители выкапывать оплошности в культовых фильмах никогда не упускают случая ткнуть в сцену, где Морла чихает в сторону Атрейю, да так, что его буквально сдувает с дерева, на которое он залез. Как и с панцыря гигантской черепахи, так и с этого дерева в грязь летел именно Портер, и в одном из кадров видно его лицо — пусть и не чётко, но видно.

Синий экран

Съёмочная группа активно использовались синий экран и синие цветофильтры для комбинированных съёмок. Как нетрудно догадаться, все сцены с полётами снимались именно так: отдельно — горные ландшафты и город, над которыми верхом на Фалькоре летят Атрейю и Бастиан, и отдельно — голова и шея Фалькора с седоками (которых снимали на синем фоне). Потом создавались две маски, которые впечатывались с помощью устройства, получившего название «Оптический принтер», в нужные плёнки, так что нужные области каждого кадра затемнялись, и затем изображения с обеих плёнок с помощью полупрозрачных зеркал проецировались на новую плёнку, накладываясь друг на друга, так что получалось нужное изображение.

На синем экране снимались не только полёты, но и всё тот же разговор с черепахой Морлой, сцена, где Атрейю приходит в себя на морском пляже и несколько других (например, разговоры Атрейю с семейкой бранчливых гномов, которые его лечат и наставляют. Гномы намного меньше мальчика по размерам, а находятся они в кадре вместе с Атрейю. В то время не было ещё компьютерных технологий, которые потом Питер Джексон применял для уменьшения роста Фродо, сидящего рядом с Гэндальфом, так что использование комбинированных съёмок очевидно.

Башня из слоновой кости

Обитель Императрицы (чёрт побери, на русском языке буквальный перевод её имени — «Детоподобная Императрица» — выглядит ну слишком коряво, но против правды не попрёшь), потрясающая своей красотой всех, кто её видит — сблизи или издали, и имеющая какие-то невероятные размеры, что, впрочем, прекрасно вписывается в концепцию фильма.

Сотрудники компании Arkadon, которая отвечала за визуальные эффекты (и в которой был разработан тот самый «оптический принтер»), сделали сразу несколько моделей Башни (всей целиком и только верхней её части) для разных планов.

Из чего именно была сделана Башня, информации найти не удалось, — зато известно, что из-за той самой страшной жары 1983 года в один из не самых прекрасных дней модель даже подплавилась (вероятно, ещё и из-за того, что её подсвечивали очень ярким светильником, размещённым прямо внутри самой модели).

Визуальные эффекты: негуманоидные персонажи

Их в фильме не слишком много, но все — очень запоминающиеся. И какие-то на удивление «живые». Стоит заметить, что модели для них изготавливались крупноразмерные и тяжеловесные, так, чтобы у зрителя возникало сильнейшее впечатление, что они все — настоящие.

Скалоед (Rock Biter)

Монументальных размеров существо, одним из первых обитателей Фантазии появляется в кадре (пугая тех, кто его видит). Как выясняется, питается камнями — и чем они богаче всякими минеральными вкраплениями, тем ему радостнее.Для этого «монстра» были изготовлены три модели. Самая крупная — сидячая, она же присутствует в фильме больше всего. Реальная её высота составила 1,6 метра, изготавливали её из крашеной пенорезины. Вторая модель — Скалоед верхом на своём «передвижном устройстве», напоминающем одновременно асфальтный каток и детский велосипед. Как ни смешно, «каменный каток» мог самостоятельно двигаться — в модель встроили мощный электромотор с приводом на переднюю ось, а батареи, от которых он питался, были установлены в седло. Модель самого скалоеда подвижной делать не понадобилось — только глаза и ноги. Их движением управляли удалённо. Вся комбинация весила порядка 100 кг.Третья модель использовалась только в одной сцене — там, где Скалоед слезает со своего «катка». И вот здесь пришлось изготавливать костюм и одевать в него актёра (Колина Гильдера). Резиновый костюм весил около 20 кг, и в нём было очень тяжело двигаться. Однажды Гильдер потерял равновесие и упал, и встать смог уже только с посторонней помощью. О том, насколько жарко было в этом костюме, и говорить не приходится.

Летучая мышь

Вечно заторможенная, даже на лету засыпающая «дурацкая мышь» видна только в висячем положении — и летящей. В крупных планах её представляет 2,3-метровая кукла. Двое кукловодов накачивали меха для имитации дыхания этой твари, ещё один управлял ноздрями и веками.

Быстроходная улитка

3,5-метровая улитка с мотором, созданная Колином Артуром (и стоившая бешеных денег), использовалась всего три съёмочных дня, — но сцена с ней получилась очень запоминающейся. Движением головы и морды заведовали сразу 7 человек — так что сцена с её участием получилась чрезвычайно трогательной. Быстроходная улитка была снабжена слишком мощным электромотором. В какой-то момент её так разогнали, что случилась авария.
200-килограммовое устройство приводилось в движение с помощью мощного электромотора — слишком мощного, как оказалось: в какой-то момент улитка даже слетела с рельсов, что не обрадовало ни съёмочную группу, ни актёра, сидевшего верхом на этом «чуде».

Морла, гигантская черепаха

Морлу снимали по частям (об этом написано ниже), — но всё равно потребовалось изготовить несколько моделей. Самая крупная — трёхметровая — использовалась для съёмок ближних планов, в частности, «разговора» с Атрейю. Движением головы и мимикой черепахи заведовала целая команда операторов, и работа у них была весьма непростой, учитывая, что она должна была говорить, вращать глазами (и даже закатывать их), да ещё и чихать.

Из водного аттракциона изготовили ещё одну конструкцию, которая должна была изображать 15-метровую Морлу, — её снимали по частям в сценах в Болотах Печали.
Была и ещё одна модель, совсем крошечная: макет всего лишь 50 см в высоту, и наверху — крошечная фигурка, изображавшая Атрейю.

Фалькор

Бескрылый, но летающий Дракон Удачи (Gluekdrache), один из самых запоминающихся персонажей фильма и одна из самых «живых» кукол… Впрочем, куклой эту 15-метровую конструкцию с остовом из авиационной стали, как-то даже язык не поворачивается назвать.
Одна только шея дракона имеет 3 метра в длину; отчётливо собачья голова (благодаря которой Фалькор и получился настолько запоминающимся персонажем), весила 100 кг. У неё было 16 подвижных частей, для управления которыми потребовалось 36 снастей — и очень немаленькая команда операторов. Туловище дракона было покрыто 10 тысячами (!) чешуек, каждая размером с ладонь, и вдобавок его обклеили в общей сложностью центнером шерсти ангорской козы, вдобавок выкрашенной в розоватый цвет. Конструировал Фалькора в целом Джузеппе Тортора, однако голову придумал Артур Коллин, и ему пришлось неоднократно её переделывать — пока, наконец, один из вариантов не понравился режиссёру.
Забавно, но в итоге получилось удивительное сходство с лицом Бьорна Ульвеуса из ABBA. Полномасштабная «кукла» до сих пор выставлена в музее Bavaria Film Studios, и все желающие могут посидеть на её шее.
Была и ещё одна модель — маленькая, 40-сантиметровая. На её разработку и изготовление, впрочем, ушли целых полгода. Она должна была выглядеть идеальной копией крупной модели.
Кстати, для второго фильма «Бесконечная история» была изготовлена ещё одна полноразмерная модель, и её создателям пришлось обклеить туловище «маленького» Фалькора двумя тысячами чешуек размером с булавочную головку каждая. Вместо шерсти ангорской козы использовался кроличий мех. Эта модель могла двигаться и изгибаться в любом направлении; её использовали для сцен, где Фалькор летит в небесах один.

Гморк

Волк-оборотень, слуга непоименованной в фильме силы, стоящей за «Ничто». Сначала в его «роли» хотели снять датского дога, закамуфлированного под волка, но потом от этой идеи отказались, поскольку уж слишком очевидно было, что это даже не волк, и уж тем более не оборотень. В итоге решено было снимать погоню Гморка за Атрейю по Болотам Печали как бы «от первого лица», так что видны были только лапы (в итоге на подвижную платформу установили камеру, и уложили актёра, который размахивал надетыми на руки мохнатыми лапами).
Фактически, Гморка мы в фильме видим только по частям, причём больше всего видна зубастая чёрная морда, торчащие клыки и злобно морщащийся нос. Голова чудовища могла совершать 59 разных движений — у неё двигались губы, нос, язык; кроме того, необходимо было имитировать и человеческую речь. Управляли головой Гморка сразу 17 операторов, причём им пришлось потратить немало усилий, чтобы скоординировать свои действия. Изображения с камеры транслировались сразу на множество телеэкранов, чтобы каждый из операторов мог видеть, что происходит.
В итоге весь материал с Гморком удалось отснять всего за два часа. Как и в случае с Фалькором, голову разрабатывал Артур Коллин, и изготавливали Хуан и Джузеппе Тортора с командой помощников.

Стивен Спилберг является большим поклонником картины и оригинальный амулет «Аурин» из фильма хранится в его офисе, заключенный в стеклянный футляр.

В прослушиваниях на роль Бастиана, проходивших осенью 1982 года, приняло участие более 200 мальчиков. Баррет Оливер произвел очень сильное впечатление на режиссёра Вольфганга Петерсена, но тогда его кандидатуру отвергли, посчитав слишком юным для неё. К марту 1983 года, когда до начала съемок оставалось совсем немного времени, эта роль так и оставалась вакантной, и актёру решили дать второй шанс. Отвечающие за кастинг были просто поражены насколько мальчик вырос и повзрослел за это время, и организовали ему короткую встречу с режиссёром Вольфгангом Петерсеном в зале ожидания аэропорта Лос-Анджелеса, после которой его кандидатура была немедленно утверждена.

Основная часть съемок прошла в немецком Мюнхене, лишь сцены с участием Баррета Оливера были сняты в канадском Ванкувере.
Ноа и Баррет практически контактировали только при съемке пары сцен и при озвучке фильма, основная часть съемок велась раздельно.

На момент съёмок «Бесконечной истории» книга Михаэля Энде не была ещё переведена на английский язык, вследствие чего никто из американских актёров, включая Баррета Оливера и Ноа Хэтэуэя, не имел возможности её прочитать.

Итоговый успех первой картины побудил продюсеров извлечь из чуланов подзабытый уже проект сиквела. Съемки новой части «Бесконечной истории» — «Бесконечная история 2: Новая глава» (The NeverEnding Story II: The Next Chapter) — начались в 1989-м году. Режиссерское кресло занял Джордж Миллер (режиссер крайне посредственный), а сценарий написала Карин Ховард (сценарист еще более посредственный, чем Миллер — режиссер). Разумеется, юные актеры, снимавшиеся в первой части фильма, за истекшие семь лет успели изрядно подрасти, посему их штат пришлось полностью обновить.

Сюжетом г-н Миллер и г-жа Ховард головы себе не забивали: разумно рассудив, что уймища незатронутого первой экранизацией текста — это злостное разбазаривание ценного исходного материала, они состряпали историю на основе фрагментов второй трети книги Энде. И вот что у них получилось. Бастиан вернулся из фантазии и зажил своей обычной жизнью, отцу вновь нет до него никакого дела, сверстники снова обижают, со смелостью опять проблемы. А на фантазию вновь надвигается Ничто, на этот раз оно управляемое — им повелевает негодяйка Ксайда, заполонившая всю страну своими бездушными механическими вояками, пленившая Девочку Императрицу и собирающаяся все в волшебном мире перестроить на свой лад. Девочка Императрица взывает к Бастиану и вручает ему волшебный амулет, способный исполнять желания. Бастиан отправляется в Фантазию и вступает в борьбу с владычицей Ничто, однако у нее в рукаве припрятан козырь — специальная машина, которая крадет у Бастина воспоминания всякий раз, когда он загадывает амулету желания.

Впрочем, машина злодейку не спасает: Бастиан, Артейо и Фалькор всех побеждают и освобождают из полона Девочку Императрицу. Хэппи-энд. 36 миллионов долларов было затрачено на вторую часть «Бесконечной истории», визуальные эффекты в основной своей массе повторяли то, что было предложено зрителю в фильме Петерсена (так, например, специально для того, чтобы вновь продемонстрировать свету пожирателя скал — Скалоеда — была написана длинная и совершенно бестолковая сцена с его участием, напрочь выбивающаяся из общей повествовательной ритмики картины). В результате прокатная судьба картины оказалась незавидной: в Штатах она не собрала и половины затраченного бюджета, не суждено ей было, в отличие от первой части, отбить недодобранное за счет домашнего видео.

Масла в огонь подлили и критики, бульдозером сравнявшие постановку с лицом земли. И ведь не скажешь, что незаслуженно. Сиквел вышел откровенно слабым: он окончательно перенес киношную Фантазию на противоположной от книжной полюс, огорчил поклонников первого фильма крайне слабой реализацией сюжета, мозаичностью повествования и бедностью воображения.

Несколько кадров Атрейу, верхом на лошади преследующего дракона Смурга, были взяты из первого фильма. При этом Ной Хэтэуэй, сыгравший там этого персонажа, так и не удостоился упоминания в титрах.
Единственным актёром, появляющимся как в оригинальном фильме, так и в сиквеле, стал Томас Хилл (владелец книжного магазина господин Кореандр).

В одной из сцен фильма отец Бастиана бросает взгляд на раскрывшуюся книгу «Бесконечной истории», замечая имя Бастиана в книге. В этот момент можно увидеть фрагменты из настоящей книги Михаэля Энде. Одна из открывшихся страниц взята из тринадцатой главы, а другая из пятой.
Для фильма была написана новая титульная песня «Dream We Dream», которую исполнил Джон Миллнер. В его же исполнении звучит знаменитая композиция из первого фильма «Neverending Story», которую там спел Limahl.

Съёмочный период: 19 июня — 27 октября 1989 года.

Удивительно, но провал второй части фильма никого ничему не научил — в 1993-м году режиссер Питер МакДоналд (человек, снявший «Рэмбо 3», что само за себя говорит недвусмысленно) приступил к работе над фильмом «Бесконечная история 3» (The Neverending Story III). Эксперт по провальным «триквелам» МакДональд в свойственной для себя манере сразу же втоптал в грязь разговорчики о «недоиспользованном материале» и «богатстве первоисточника». «Все сделаем сами!» — постановил, размахивая РПГ-7, режиссер.
И сделал. Как и в случае с первым фильмом, «Бесконечную историю 3» можно оценивать с двух различных позиций. Либо как очередную экранизацию романа Энде, либо как самостоятельный фильм, обогащенный некоторым количеством отсылок (в основном пародийных) на первые две части цикла. Как экранизации цена картине МакДональда — ломаный грош. Если первые два фильма хотя бы пытались (без особого, правда, успеха) следовать общему идейному вектору оригинала, то «Бесконечная история 3» игнорирует его настолько, насколько это вообще возможно.
Фантазия Энде и Фантазия из фильма МакДональда лежат на двух параллельных прямых и даже шансов на пересечение не имеют. Атмосфера, поведение и мотивация персонажей, диалоги, ситуации, смысловое наполнение — все различно. Более того, у третьей части фильма нет, по сути, ничего общего и с двумя предыдущими сериями. Страна Фантазия МакДональда напоминает засаженную искусственной травой лужайку, на которой резвятся навернувшие ЛСД персонажи «Маппет-шоу». При этом крайне символично, что все аниматронные куклы для третьей «Бесконечной истории» были изготовлены в Jim Henson’s Creature Shop, компании создателя «Маппет-шоу» Джима Хенсона.
Согласно сюжету третьей «Бесконечной истории» отец Бастиана вновь поженился и вместе с сыном переехал в дом своей новой супруги. Бастиану пришлось пойти учиться в новую школу, где буквально в первый же день он столкнулся с полным комплектом уже давно забытых проблем. Местные «плохиши», банда под названием Сквернюки (The Nasty) избирает Бастиана объектом своих нападок, и Бастиан, пытаясь скрыться от них, случайно забредает в школьную библиотеку, где находит книгу «Бесконечная история». Спасаясь от Сквернюков, Бастиан ныряет в Фантазию, при этом книга попадает в лапы Слипа, лидера негодяев (его играет, кстати говоря, совсем еще молодой Джек Блэк).
И «сквернюковский» террор приходит в мир фантазии и сказок… Удивительно, но если смотреть «Бесконечную историю 3», забыв о романе и двух первых фильмах, воспринимая ее исключительно как пародийную комедию, то все становится на свои места. Нелепые диалоги, поступки и выходки фантазийцев, придурковатые Сквернюки, страстно желающий стать крутым Бастиан, старчески брюзжащий Фалькор, замаскированная под «Скалу Фрэглов» (еще одно кукольное шоу Джима Хенсона) Фантазия — все это выглядит, конечно, крайне дико, но при этом вполне забавно.

Впрочем, поклонники книги Энде и фанаты экранизации Петерсена пришли от фильма этого в бескрайнюю ярость и даже присудили ему титул худшей фэнтезийной картины в истории кино. «Бесконечная история 3» вышла в ограниченный американский кинотеатральный прокат лишь только в 1996-м году (до этого она без особого успеха демонстрировалась в европейских кинотеатрах), после чего почти сразу же отправилась на видеокассеты. Затраченные на ее создание 17 миллионов долларов не окупились, и на третьей «Бесконечной истории» кинематографическая эра цикла завершилась.

В 95-м году на HBO был запущен 26-серийный анимационный сериал «Бесконечная история», базировавшийся в большей степени на сюжете двух первых фильмов, нежели на романе Энде. Создатели, приложившие немало сил для того, чтобы воссоздать атмосферу экранизации Петерсена, почему-то забыли о том, что во главе угла всегда должна стоять история. Вот и получилось, что у довольно приятных мультфильмов в том месте, где должен находиться сюжет, образовалась дырка, через которую и повываливались в бескрайнее Ничто (с которым на протяжении каждой серии Бальтазар успешно сражался, попутно решая свои подростковые проблемы) и колоритные персонажи, и красивые рисунки, и вообще все остальное. Словом, довольно пресный получился мультсериал.

С декабря 2000-го по август 2001-го на все том же HBO демонстрировался телевизионный сериал «Новая Бесконечная история» (Tales from the Neverending Story). Он не был ни продолжением киноцикла, ни прямой экранизацией романа Энде, скорее являлся переосмыслением, новой версией, легенды о Фантазии. Отсюда и крайне вольное отношение к тексту первоисточника.

А в 2003-м году немецкое издательство AVA international GmbH надумало поиметь некоторый дополнительный доход за счет ныне уже покойного Энде и запустило книжную серию «Легенды Фантазии», в рамках которой различные авторы должны были предлагать свои вариации на тему приключений Бастиана, Атрейо и прочих персонажей «Бесконечной истории». На настоящий момент выпущено 6 книг серий, впрочем, переводы ни на русский, ни на английский язык романов этих не осуществлялись, и случится ли это когда-нибудь (с учетом не шибко великой в наши дни популярности романа Энде) предсказать решительно невозможно. Возможно, что это и к лучшему.

 

 

 

   
     

© NeStor. 2017. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.


UP