Вы на главной

Книга Момо

Момо на экране

Галерея


У Момо теперь бывало много гостей.

Галерея Момо


Почти всегда у нее кто-нибудь сидел и разговаривал с ней по душам. Те, кто не могли прийти к ней сами, посылали за ней. А тому, кто еще не понимал, как она нужна, советовали: «Навести Момо!»

Но почему? Может быть, Момо была такой умной, что могла дать каждому хороший совет? Умела утешать людей? Принимала мудрые и справедливые решения?

Нет.
Но что она действительно умела, как никто другой, так это слушать. Но ведь в этом нет ничего особенного, скажет иной читатель, слушать каждый умеет.
Но это заблуждение. По-настоящему слушать умеют только очень немногие. А Момо умела слушать, как никто другой.

 

 

 

Галерея друзей Момо

Само собой понятно, что Момо никогда не делала различия между взрослыми и детьми - она слушала и тех и других. Но дети приходили в старый амфитеатр еще и по другой причине.
С тех пор, как в театре поселилась Момо, они научились играть, как не умели раньше. И никогда больше не скучали. И вовсе не потому, что Момо предлагала что-нибудь очень интересное.

Галерея друзей Момо

Нет, просто Момо была тут и играла вместе с ними. И именно поэтому - неизвестно отчего - детям стали приходить в голову прекрасные идеи. Каждый день изобретали они новые игры - одну лучше другой.

 

Галерея серых лордов

Они все чаще мелькали в большом городе и казались неутомимо- деятельными.
Вместе с тем они вовсе не были невидимками. Все их видели - и все же их не видел никто. Зловещим образом умели они оставаться незамеченными, так что вы просто смотрели мимо них, а если встречали их, то тут же забывали. Они совершали свое тайное дело, даже не прячась. И так как они никому не бросались в глаза, никто и не спрашивал, откуда они взялись и откуда приходили, только с каждым днем их становилось все больше.

Галерея серых лордов

Они ездили по улицам в элегантных серых автомобилях, они входили во все дома, сидели во всех ресторанах. И частенько они заносили что-то в свои маленькие записные книжечки.
Одеты они были во все пепельно-серое. Даже лица у них были пепельно- серыми. Они носили круглые жесткие шляпы и курили маленькие темно- серые сигары. Каждый имел при себе портфель свинцового цвета.

 

Галерея города

Каждый день все больше становилось людей, начинавших то, что они называли «экономией времени».
И чем больше становилось таких людей, тем больше у них появлялось последователей, ибо даже тем, которые не хотели этим заниматься, ничего не оставалось, как делать то же самое.
Ежедневно по радио, по телевидению и в газетах разъяснялись и восхвалялись преимущества новой организации сбережения времени, единственной, которая дарит людям свободу для ведения «настоящей» жизни. На стенах домов и тумбах для афиш появились плакаты с нарисованными на них картинами грядущего счастья. Внизу светились буквы:


Экономия времени идет все лучше!

Или: Экономии времени принадлежит будущее!

Или: Продлевай свою жизнь - экономь время!

Галерея города

Но действительность выглядела совсем иначе. Хотя члены Сберкассы Времени и одевались лучше, чем те, что жили возле старого амфитеатра, и больше зарабатывали, и могли больше тратить, у них были угрюмые, усталые и какие-то ожесточенные лица, неприветливые глаза. Им же неизвестна была поговорка: «Навести Момо!» У них не было никого, кто мог бы их выслушать, чтобы они ушли примиренные и радостные.

Но если бы у них и был кто-нибудь, кто готов был бы их выслушать, они бы все равно к нему не пошли - потому что хотели бы закончить это дело в пять минут. В ином случае они сочли бы свое время потерянным. Даже свободные часы, думали они, должны быть полностью использованы: как
можно больше удовольствий, как можно больше развлечений.
Но по-настоящему праздновать они уже не умели. Мечтать казалось им почти что преступлением.
Но более всего боялись они тишины. В тишине их охватывал страх, они начинали догадываться, что на самом деле происходит с их жизнью.И они принимались шуметь - только бы не наступила тишина...

Галерея города


Большой город тоже менял свой облик.
Старые кварталы снесли, были построены новые дома, где уже не было ничего лишнего.
Вкусы людей во внимание не принимались - ибо тогда надо было бы строить разные дома.
А куда дешевле и экономнее строить все дома одинаковыми.
На севере города поднялись огромные новостройки. Там протянулись бесконечные ряды четырехэтажных жилых казарм, похожих друг на друга как две капли воды. А так как все дома выглядели одинаковыми, то одинаковыми стали выглядеть и улицы.
Эти однообразные улицы росли и росли и протянулись прямиком до самого горизонта.

Галерея города

Так же протекала жизнь живших здесь людей - прямиком до горизонта!
Все здесь было точно высчитано и запланировано, каждый сантиметр и каждое мгновение. Никто, казалось, не замечал, что, экономя время, он экономит в действительности нечто совсем другое. Никто не хотел признать, что его жизнь становилась все беднее, все однообразнее и холоднее. Ясно ощущали это только дети, ибо для детей не оставалось больше времени ни у кого.


Но время - это жизнь. А жизнь обитает в сердце.


И чем больше люди экономили, тем беднее они становились.

 

Бэбигерл

Все чаще теперь случалось, что дети приносили с собой
различные игрушки, с которыми нельзя было по-настоящему играть...

Все это были, конечно, очень дорогие игрушки, ни друзья Момо, ни она сама никогда таких не имели, но они были такие совершенные, что совершенней ничего себе и представить нельзя. Дети сидели иногда часами, плененные и вместе с тем скучающие, и смотрели, как такая штука ковыляет, тарахтит или летает вокруг палки на шнуре, - но сами ничего интересного придумать не могли. В конце концов они возвращались к старым играм, в которых им вполне хватало двух коробочек, разорванной скатерти или горсточки камешков. При этом можно было себе представить все, что хочешь.

Бэбигерл

- Ты видишь, - продолжал Серый господин, - все очень просто. Надо иметь все больше и больше вещей, тогда никогда не будет скучно. Но может быть, ты думаешь, что совершенная кукла в один прекрасный день захочет иметь вообще все на свете и тогда опять станет скучно? Нет, малышка, не беспокойся! На такой случай мы имеем для Бэбигёрл подходящего партнера.
И он вынул из багажника другую куклу. Она была такой же величины, как Бэбигёрл, была такой же совершенной, с одной лишь разницей: это был молодой человек! Серый господин посадил вторую куклу рядом с первой и объяснил:
- Это Бэбибой! Для него тоже имеется богатый гарнитур.
И если это все - все - опять станет скучным, тогда мы найдем для Бэбигёрл подружку, и у этой подружки тоже есть гарнитур, который впору только ей одной. А у Бэбибоя найдется подходящий друг, а у того опять друзья и подружки.

...
- Теперь твои друзья тебе больше не нужны, понимаешь? У тебя будет достаточно развлечений, если все эти прекрасные вещи будут принадлежать тебе, к тому же ты все время будешь получать все новые и новые, не правда ли? Ты же хочешь этого? Ты хочешь иметь эту замечательную куклу? Ты непременно хочешь ее иметь, не так ли?

 

Момо уходит

Многие в ту ночь удивлялись, почему вокруг не смолкает рев
проносящихся автомобилей. Даже самые маленькие переулки были до рассвета наполнены гулом, как это бывает на автострадах. Невозможно было сомкнуть глаз...
А между тем маленькая Момо, ведомая черепахой, медленно брела через большой город, который теперь не спал даже в ночные часы.

Момо уходит

И дома вокруг были странными - раньше Момо таких никогда не видала.
Они возвышались ослепительно белые. В окнах было черным-черно. Нельзя было понять, живет ли там кто-нибудь или нет. Момо вдруг почувствовала, что дома построены вовсе не для того, чтобы в них кто-нибудь жил, а ради совершенно другой, таинственной цели.
Улицы были пусты - не было ни людей, ни собак, ни птиц, ни машин. Все казалось застывшим, заключенным в стекло. Ни малейшего ветерка.
Момо удивлялась, как быстро они движутся, хотя черепаха шла, пожалуй, еще медленнее, чем раньше.

Момо уходит

Она немного испугалась: украшенные барельефами зеленые железные ворота показались ей слишком большими.
«Как я их открою?» - подумала Момо. Но в то мгновение обе половины ворот распахнулись.

Момо уходит

«МЫ ПРИШЛИ», - засветилось на панцире черепахи.
Момо увидела на дверце - прямо перед своим носом - табличку с надписью:Мастер Секундус Минутус Хора
Она глубоко вздохнула и решительно нажала на кнопку звонка. Когда дверца открылась, изнутри послышалось многоголосое музыкальное тиканье, перезвон, жужжание... Девочка вошла внутрь следом за черепахой. Позади захлопнулась дверь.

Продолжение ->


Вернуться на страницу автора

Страница
Михаэля Энде


 

 

В оформлении страницы Момо использованы:
1. Книга Энде М.: Момо / Пер. с нем. Ю. Коринца - © М.: Дет. лит., 1982.
2. Мультфильм Enzo D`Alo: Моmo/ © Taurusproduktion GmbH, Cecchi group FIN.MA.Vi. S.p.A. - 2001. БЫСТРЫЙ ВЗЛЕТ ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ САЙТА СКАЧАТЬ ВЕСЬ САЙТ СКАЧАТЬ ЭТУ РУБРИКУ ЧАВО

  © NeStor. 2003-2010. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.